К Римлянам 11
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию
их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
Другими словами, так как через Израиль милость Божия достигла
нас, христиан из язычников, то теперь Бог требует от нас, чтобы мы, в свою очередь,
проявили милость к Израилю. Как мы можем исполнить эту обязанность? Ниже приведены
четыре практических способа, которыми мы можем воспользоваться.
Первое, мы должны взращивать и выражать искреннюю любовь по отношению к евреям.
Самые стандартные формы "свидетельства" или "проповеди",
которые практикуются христианами, совсем не достигают сердец евреев. Фактически,
они очень часто только злят т отчуждают их. Но это замечательно, когда кажущаяся
твердой внешняя оболочка еврея тает, встретившись с теплой, непритворной любовью.
За 14 веков рассеяния среди других народов осталась одна вещь, с которой евреи
редко встречались, и это - любовь! Ради Господа, давайте перестанем "обращать"
евреев, и давайте начнем отдавать им долг любви, который за нами на протяжении
стольких столетий.
Второе, в послании к Римлянам 11:11 Павел говорит, что: "спасение язычникам,
чтобы возбудить в них (в Израиле) ревность". Это другой существенный способ,
которым мы можем отдать наш долг евреям - наслаждаясь и демонстрируя изобилие
Божиих благословений во Христе таким образом, чтобы они позавидовали и захотели
того же, что делает нас радостными. Эти благословения должны быть видимы во
всех сферах нашей жизни - духовной, физической, финансовой, материальной. Но
больше всего они должны являться в нашей общей жизни, как верующих, вместе -
в жизни праведности, покоя и радости в Духе Святом.
Увы! На протяжении всего времени евреи мало чего видели среди христиан, что
бы возбудило в них ревность. Обычно они видели бесчисленное количество сект,
провозглашающих себя "христианами", критикующих друг друга и даже
убивающих друг друга, и все это во имя Христианства. Нигде христианские разногласия
не были такими крикливо демонстративными, как в Иерусалиме, городе одинаково
святом для евреев и христиан. Часто, в так называемых "святых местах"
христианского мира, представители различных христианских сект сходились в стычках
и лили кровь друг друга в доказательство своей ортодоксальности и защищая свои
храмы и привилегии. С момента образования государства Израиль не единичны случаи,
когда миссионеры из одной христианской группы жаловались министру религии Израиля
на представителей другой группы и просили их депортации из страны. Все это едва
может заставить еврея воскликнуть: "Смотри, как эти христиане любят друг
друга!"
Третье, Библия увещевает нас просить блага Израилю нашими молитвами: "Просите
мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя" (Пс. 121:6). Чтобы молиться
эффективно таким способом, нам нужно выяснить из Писания цели Бога в отношении
Израиля и Иерусалима и затем настроить самих себя на разумную и последовательную
молитву о достижении этих целей. По мере того, как мы будем изучать Писание,
мы обнаружим, что обычно праведности и покою предназначено исходить из Иерусалима
ко всем народам земли; и таким образом благополучие всех народов входит в эту
молитву об Иерусалиме и зависит от ее выполнения.
Дерзкая библейская модель такого типа молитвы дана Даниилом, который молился
три раза в день у открытого в направлении на Иерусалим окна. Молитвы Даниила
так обеспокоили сатану и потрясли его царство, что он использовал зависть злых
людей, чтобы провести изменение в законе всей Персидской империи, которое объявило
молитвы Даниила незаконными. С другой стороны, молитва за Иерусалим так много
значила для Даниила, что он предпочел быть брошенным в ров со львами, нежели
прекратить свои молитвы. В конце концов, вера Даниила и его отвага, преодолели
сопротивление сатаны, и он с триумфом вышел изо рва - продолжать молиться за
Иерусалим. (См. книгу Даниила, гл. 6).
Исходя из моего собственного опыта, простирающегося на многие годы, я хотел
бы добавить личный комментарий по этому поводу. Я обнаружил, что, взяв на себя
обязательство молиться за Иерусалим и за Израиль, вы обязательно вызовете сопротивление
сатанинских сил. С другой стороны, я так же открыл, что Божие обещание, данное
тем, кто будет молиться, будет исполняться - "…благоденствуют любящие тебя".
Это библейская тропинка к благоденствию - не только в финансовом или материальном
отношениях, но пребывание в постоянной Божией милости, провидении и защите.
Четвертое, мы можем стараться расплатиться с нашим долгом Израилю практическими
актами доброты и милосердия. В послании к Римлянам 12:6-8 Павел перечисляет
семь различных даров, которые христиане должны взращивать и упражнять. Последний
назван благотворительностью (милосердием). Я верю, что необходимо, чтобы мы,
христиане, использовали этот дар не только по отношению к отдельным евреям,
но и ко всему Израилю в целом. Таким образом, мы можем в какой-то мере немного
искупить бесчисленные акты несправедливости, жестокости и варварства, которые
на протяжении столетий совершались над евреями - часто во имя Христианства.
Не многие христиане из язычников осведомлены о глубоко гнездящемся, но редко
выдаваемом отношении евреев к ним. Евреи перенесли много преследований различных
форм от различных людей, но в их историческом видении, самыми жестокими и постоянными
гонителями были христиане. Перед тем, как мы отвергнем это видение, как неправду
и несправедливое, давайте коротко пройдемся по историческим фактам, на которых
они основано.
Во времена средневековья крестоносцы, ходившие "освобождать" Святую
землю, по пути через Европу вырезали целые еврейские поселения, мужчин, женщин
и детей. Позже, когда они преуспели в захвате Иерусалима, они пролили больше
крови и явили больше жестокости, чем многочисленные завоеватели Иерусалима до
них, кроме, может быть, Римлян под предводительством Тита. Все это они делали
во имя Христа и с крестом, как своей святой эмблемой. (По этой причине лично
я никогда не рад видеть любое современное представление Евангелия, описанное
словами "крестовый поход").
Еще позже, в гетто Европы и России именно христианские священники, неся распятия,
вели толпы в еврейские кварталы грабить, сжигать их дома и синагоги, насиловать
их женщин и убивать всех, кто пытался защитить себя. Их оправдание этому заключалось
в том, что это евреи "убили Христа".
И снова, уже на моей памяти, нацисты, в их систематическом уничтожении шести
миллионов евреев в Европе, использовали своими инструментами людей, исповедовавших
христианство, обычно лютеран или католиков. Больше того, ни одна основная христианская
группа в Европе или еще где-то, не подняла свой голос в протест или обвинение
нацистской политики в отношении евреев. В глазах евреев множество христиан виновны
только своим молчанием.
Чтобы снять с сознания еврейского народа эффект от этих переживаний и других,
подобных этим, требуется нечто большее, чем распространение трактатов и произнесение
проповедей. Для этого требуются действия, как индивидуальные, так и общие, которые
будут в такой же степени добрыми и милосердными, как предыдущие деяния были
несправедливыми и жестокими.
Наконец, мы должны уяснить себе, что одним из основных критериев Божьего суда
над всеми народами будет их отношение к евреям. В Евангелии от Матфея 25:31-46
описана картина Христа, как Царя, в конце времен на троне Его славы, с народами,
которые стоят перед Ним для суда. Они разделены на две категории - "овец",
которые приняты в Христовом Царстве и "козлов", которые исторгнуты
из Царства. В каждом случае причина, которую приводит Христос - "…так как
вы сделали (или не сделали) это одному из братьев Моих меньших". Народы,
которые оказывают милость евреям, получат милость от Бога; народы, которые лишают
милости евреев, будут лишены милости Божией.
И это очень часто подтверждалось историей. Например, Испания в 15-16 веках была
доминирующей страной в Европе, с высоким уровнем культуры, мощной армией и флотом.
Империя ее раскинулась на оба полушария. Но меньше, чем за столетие изгнания
евреев со своей территории, Испания превратилась во второразрядную державу.
На моей личной памяти очень похожая история произошла с моей собственной родиной,
Британией. Британия вышла победительницей из двух мировых войн, оставаясь неповрежденной
империей, которая была, наверное, самой продолжительной в человеческой истории.
Но в 1947-48 годах, осуществляя опекунскую власть над Палестиной, Британия встала
против и попыталась расстроить возрождение Израиля, как суверенного народа в
собственном государстве. (Так как я жил в Иерусалиме в то время, то делаю вывод
в качестве непосредственного свидетеля того, что происходило на самом деле).
С этого самого момента в истории, Британская империя вошла в процесс упадка
и раздробления так быстро и полно, что это нельзя объяснить просто подходящими
политическими, военными и экономическими факторами. Сегодня, меньше чем поколение
спустя, Британия, подобно Испании, тоже второразрядная страна.
Это показывает действие Божественного принципа, утвержденного в книге Исаии
60:12: "Ибо народы и царства, которые не захотят служить тете, погибнут,
и такие народы совершенно истребятся". Бог обещает здесь Израилю (и также
предупреждая всех язычников), что Он принесет осуждение на всякий народ, который
противостоит Его целям освобождения и возрождения Израиля. Поэтому в поиске
и молитве о милости к Израилю, христиане из язычников должны уяснить себе, что
они служат интересам не только Израиля, но гораздо больше интересам своего народа.
Дерек Принс