Стас Регер

Надежда Израиля


"Надежда умирает последней" - гласит народная мудрость. Человек, проходя через трудные жизненные обстоятельства, в глубине своего сердца хранит надежду, надежду на то, что придет лучшее время, что, наступит светлое будущее. И зачастую случается так, что эта надежда хранит человека, помогает ему выжить, преодолеть препятствия, победить. Именно так произошло с еврейским народом. На земле, пожалуй, нет народа, который бы имел столь же трагичную судьбу, которому бы пришлось испытать столько страдания, перенести столько гонений, сколько выпало еврейскому народу. Его ломали, переделывали, пытались растворить в себе, а когда это не получалось, пытались уничтожить физически другие народы. Но потрясающий факт в том, что этот народ, пройдя буквально через ад, выжил, и не только выжил, но сохранил свое национальное самосознание, свою культуру, свою веру. Что помогло ему?

Надежда. Надежда, которая была неразрывно связана с землей Израиля, с тем самым клочком пустыни, которую некогда Бог пообещал Аврааму и его потомкам на вечное владение. Как хотелось миру лишить этот маленький народ, этой крохотного (особенно по нашим, российским меркам) участка земли!

В 70-х годах нашей эры римляне пришли в Иудею, для того, чтобы стереть ее с лица земли. Эта Иудея была постоянной занозой, в теле могущественной Римской империи, занозой, которая хотя не была реально опасной, но была постоянной причиной беспокойства. И богов римских евреи не почитали, и жить хотели по своим законам, а не по римским, восстания вспыхивали то тут, то там. И решили тогда римляне вырвать эту занозу, уничтожить ее. Римская армия покорила множество других народов, которые были сильнее и многочисленней евреев. Поэтому раздавить это маленькое, провинциальное государство военной машине Рима не составило труда. Иерусалим, не только столица, но и центр духовной жизни Израиля был полностью разрушен. Кроме того, было сделано все, чтобы он никогда не был восстановлен, чтобы Израиль никогда не существовал. Методично были вырублены леса, плодородные возделанные земли засыпались солью, огромными валунами, речушки с чистой водой запруживались и превращались в болото. Остаток народа, выжившего после этой войны на истребление, был изгнан. По всем законам мира, это означало смерть для еврейского народа. Но смерть так и не наступила. В сердцах евреев жила надежда, надежда, что придет день, и они вернутся на свою родину, что снова в земле Израиля будут плодоносить виноградники, что смех детей и радостные голоса невесты и жениха вновь будет звучать на улицах заново отстроенных городов. Их уста раз за разом повторяли вслед за Давидом слова клятвы "Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего" (Пс.136:5-6). О возвращении возносились молитвы, слагались песни. Надежда на возвращение находила свое отражение в религиозных ритуалах. Каждый год, во время пасхального седера, когда евреи вспоминали об Исходе из рабства Египетского, они провозглашали такие слова: "Сегодня мы рабы, но завтра мы будем свободными, сегодня мы здесь, но на следующий год, - мы будем в Иерусалиме". Эти слова казались чистым безумием, но они жили в еврейском сердце. Они жили тогда, когда евреев изгоняли из Испании или Англии, тогда, когда волны кровопролитных погромов катились по России или Украине, когда еврейские дети шли в газовые камеры в Германии. Почти две тысячи лет эти слова звучали всюду, где бы ни были евреи. За эти прошедшие века, евреи стали очень сильно отличаться друг от друга: высокообразованные ашкеназы в европейских костюмах, патриархальные сефарды в среднеазиатских халатах, эфиопские евреи живущие в хижинах из листьев, евреи русские, грузинские, индийские. Самые разные языки, но одни и те же слова: "Сегодня мы здесь, а на следующий год - мы будем в Иерусалиме". И вот - свершилось! Как и предсказано в Писании, в один день из небытия возродилось это древнее государство - Израиль. И не случайно гимном этого государства стала песня под названием "Хатиква", что в переводе значит "Надежда". Вот ее слова:

В сердце не угаснет священный огонь,
Будет стремиться еврейская душа,
Будет стремиться к Востоку на Сион,
В землю отцов, что Бог нам обещал.
Нам надежда освещает путь,
Мы две тысячи лет ее храним.
Будем мы снова народом свободным,
На Сионе, в Иерусалиме.


Со всех концов земли потекли ручейки, из которых складывается полноводная река, река алии, Последнего Исхода. Вековые чаяния еврейского народа стали исполняться на наших глазах. И нет силы, способной остановить это. Просто пришло время. Советский Союз был могущественной державой, державой, которая хотела взять под свой контроль этот процесс. Но как сказано через пророка: "Сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя…" (Зах.12:3). Союза уже нет (кто бы тогда мог подумать об этом), а Исход продолжается. Запоры сломаны и двери открыты. Бог поругаем не бывает. Предсказанное - сбудется.

Но есть и другой феномен, который можно видеть в истории еврейского народа. Имя ему - пустая надежда. К примеру, в начале тридцатых годов в Германии, когда уже антисемитизм стал государственной политикой, многие надеялись, что это вскоре пройдет. Зеев Жаботинский, ездил по всей Германии, призывая евреев ехать в Палестину, но евреи тешили себя надеждой, что нацизм это лишь временное явление, детская болезнь, которая вот-вот пройдет. Многие уехали, но большинство все таки осталось. То самое большинстов, которое по прошествии небольшого времени было уничтожено. За рыболовами пришли охотники. Цена за пустую надежду - жизнь. Другие, те, кому посчастливилось выжить в огне Холокоста, надеясь, что с антисемитизмом покончено навсегда, возвращались из фашистского плена домой. А там их ждали новые погромы. Третьи, не желая учиться на уроках истории, думают, что вот, мол, наконец-то наступила эра свободы, демократии, гласности, пала диктатура пролетариата, а значит и не нужно никуда уезжать. И здесь, в России можно построить синагогу, не работать в субботу, жить по-еврейски. И в каком то упорном ослеплении, не хотят они видеть надписи, которые регулярно появляются на стенах домов. Не верится им, что какие-то нацистские молодчики могут взять власть в стране. Но разве, для того, чтобы громить и убивать нужна политическая власть? Ведь и террористы, взрывающие дома, не обладают такой властью. А кто-то едет в Америку. О, ведь это преуспевающая страна с несравнимо высоким уровнем жизни, а к тому же в Америке самая большая еврейская община, около шести миллионов человек. А кто посчитал, сколько сегодня в Америке бритоголовых из организаций, типа "Белое превосходство", жаждущих еврейской крови? А кроме этого, быстрорастущее антисемитское движение среди чернокожих "Черная сила". А кто может сказать, кого завтра в Штатах будет больше, евреев или их гонителей? Проблема расизма в Америке до сих пор является актуальной, одной из наиболее острых проблем современного американского общества. Но этого не видно отсюда. Точно так же, как за большими репарациями, которые выплачивает Германское правительство иммигрирующим в Германию евреям, не видно марширующих по улицам немецких городов неонацистов, не видно сводок полиции, которые свидетельствуют о том, что в последние годы возникла устойчивая тенденция к росту антисемитизма в стране, а характер антисемитских акций становится все более вызывающим. Не видно того, что согласно опросу общественного мнения, проведенного институтом "Форзо" в декабре 1998 года, каждый пятый немец считает себя убежденным антисемитом (Эти данные взяты из статьи "Спасибо евреям, за усыпанную пеплом дорогу"). Пустые надежды, как правило, дорого обходятся.

Но надежда, основанная на Слове Божьем, не может быть пустой! Есть место на этой земле, где еврей может жить полной жизнью, прославляя Господа, место, над которым сегодня простерта благословляющая длань Господня, место о котором через пророков говорил Всевышний: "Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, - великий сонм возвратится сюда. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой. Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое"; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими" (Иер. 31 :8-14). Надеющийся на это Слово - не останется в стыде!

Сайт создан в системе uCoz