Вот уже около 2000 лет христианские миссионеры не оставляют попыток склонить евреев к переходу в свою веру, и ровно столько же евреи сопротивляются этим усилиям. Те, чье
сопротивление было наиболее упорным, были людьми, ревновавшими о Б-ге с непревзойденной страстью. Каковы были их побуждения? Почему мы никогда не уступали миссионерам?
Арье Каплан
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ХРИСТИАНЕ?

В наши дни приходится иногда слышать о движении, именуемом "Евреи за Иисуса". Похоже на то, что какая-то незначительная часть еврейства находит христианское вероучение весьма привлекательным. Подавляющее большинство евреев, однако, категорически отвергает это учение.
Вот уже почти две тысячи лет христиане стремятся одержать победу над еврейством. И ровно такое же время евреи сопротивляются любым попыткам этого рода. Но почему? Почему
мы не приемлем Иисуса? Короче говоря: почему мы не христиане?
Чтобы понять это, нам следует обратиться к истокам христианской веры. Основоположником христианства был еврей. Иисус придерживался еврейского образа жизни и жил во времена, к которым относятся величайшие предания нашего Талмуда. Великий Гиллель жил всего лишь одним поколением ранее, а рабби Акива - одним поколением позднее. Однако собственные наши источники почти не содержат сведений о жизни Иисуса. Все, что нам известно о нем, заключено в Евангелиях Нового Завета - книге, составленной в лоне раннехристианской церкви для ее собственных нужд. Однако книга эта была написана, главным образом, для того, чтобы раздвинуть границы христианского учения, вследствие чего и невозможно отделить историческую личность Иисуса от образа "Христа", в котором нуждалась ранняя христианская теология.

- "Почти не содержат" и "не содержат" - две большие разницы. Содержат ли еврейские источники информацию о двух распятых разбойниках, казнённых в то же самое время? Нет, потому что и Иисуса почитали за преступника, да и официальные власти не были заинтересованы в распространении слухов об личности Иисуса, запрещая всем о нём говорить. Но всё же даже иудеи не могут отрицать историчность Иисуса ИМЕННО ПОТОМУ, что она подтверждена авторитетными источниками:
Выдержки из приложений к книге Александра Меня "Сын Человеческий":
"Другой римский историк, Светоний (70 - 140), говоря о полезных мероприятиях Нерона, относит к ним преследование "христиан, людей, исповедующих новое и зловредное суеверие" 50. В биографии Клавдия (41 - 54) он также сообщает о возникшем среди римских иудеев смятении "из-за некоего Хреста (Chrestus) 51. А из Деяний Апостольских известно, что как раз в это время происходили страстные споры в синагогах между обратившимися в христианство и сторонниками старого Закона. Есть основание думать, что Светоний, подобно многим римлянам, слово "Христос" передает как "Хрестос"; кстати, и Тацит называет христиан "хрестианами" 52. Далее, по утверждению мифологистов, "ни Цельс, ни Лукиан ничего не сообщают о проповеднике Иисусе Христе""53. Верно ли это? Сатирик и публицист Лукиан около 150 года писал о христианах: "Первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как они отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам" 54. Цельс же в своей полемической книге "Истинное слово", направленной против христианства, говорит об Иисусе как об исторической личности. Между прочим он называет Его "казненным вождем мятежа" и упрекает тех иудеев, которые восстали против своего правительства и последовали за Иисусом.
...
Иосиф Флавий (37 - ок. 100), сочинения которого являются главным источником по истории Иудеи I века, священник, ученый и политический деятель, в молодости руководил боевыми отрядами Галилеи в войне против Рима. Но, попав в плен, он изменил свое отношение к восстанию. В книгах "Иудейская война" и "Археология", обращенных к западной аудитории, Флавий старался приспособиться к пониманию своих читателей. Так, фарисеев он стилизовал под стоическую школу, а ессеев - под пифагорейцев. Он всюду настойчиво проводил мысль, будто восстание - это дело рук кучки авантюристов, сбивших народ с толку. Иосиф мог замалчивать и христианство, как замалчивал другие мессианские движения. Однако кое-какие, хоть и краткие, сведения о евангельских событиях историк все же сообщает. Прежде всего он упоминает об Иоанне Крестителе.
"Некоторые иудеи,- пишет он,- видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убийство Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести праведный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивые чувства к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях, учил Иоанн, омовения угодны Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения тела, тем более что душа их заранее успела очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, то Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массы, вполне подчинившиеся ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив и казнив его раньше, чем ему пришлось бы раскаиваться, когда будет поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон и там казнен" 57.
Это сообщение Флавия признается теперь подлинным даже в атеистической литературе 58. Не решаются больше отвергать и другое его свидетельство. Флавий пишет, что в 62 году первосвященник Ханан II, воспользовавшись отсутствием прокуратора, "приговорил к побитию камнями Иакова, брата Иисуса, так называемого Христа, равно как и нескольких других, обвиняя их в нарушении Закона" 59.Кто был этот Иаков, мы знаем из книг Нового Завета. Его действительно называли "Братом Господним", поскольку он был из числа апостолов, принадлежавших к семье Иисуса 60 Есть, наконец, в "Археологии" параграф, специально посвященный Христу, который всегда вызывал недоумение и споры:
"В это время выступил Иисус, человек глубокой мудрости, если только можно назвать его человеком. Он творил дивные дела и был Учителем людей, с радостью приемлющих истину, привлекая к себе многих, в том числе и эллинов. Он-то и был Христом. Пилат распял его по доносу наших старейшин. Но те, которые его любили, не отступились от него, ибо он на третий день снова явился им живым, как это и было предсказано боговдохновенными пророками, которые также предвозвестили о нем много чудесных вещей. И до нынешнего дня есть еще люди, называющиеся по его имени христианами" "


Вскоре после смерти Иисуса обнаружились заметные изменения в проповеди его последователей. В этот период, как известно, христианская доктрина формировалась в трудах Павла из Тарса. Павел, до того известный под именем Савла, был учеником великого рабби эпохи Талмуда - Гамалиила - и деятельность свою начал с активного противодействия первым христианам. Драматический случай, приключившийся с ним по
пути в Дамаск, привел Павла к обращению в христианство, и позднее он сделался одним из виднейших его вождей. Хотя ему и не пришлось повидать Иисуса, он заявлял, что разговаривал с ним в духе. Под руководством Павла были впервые провозглашены многие характерные принципы христианского вероучения, которые, по большей части, с тех пор уже не менялись. Его учение изложено в Посланиях, составляющих вторую часть Нового Завета.
К числу основных положений паулинизма принадлежат следующие:
1. Иисус был Мессией или Христом, предсказанным библейскими пророками, Которого ожидали евреи. Он также Сын Б-жий и, подобно всякому сыну, един со своим Отцом по сути своей.
2. Человек зол и греховен. Все человечество проклято из-за грехопадения Адама. Тора не в состоянии спасти человека, поскольку многие из ее заповедей чересчур трудно соблюдать и исполнять. Единственное, что может отвратить от человека последнее проклятие преисподней, это вера в Христа.
3. Первоначально евреи были Б-гоизбранным народом, но были отвергнуты из-за отказа принять сына Его, Иисуса. Имя Израиля - избранного Б-гом народа - не принадлежит более евреям, но тем, кто приняли Иисуса как Мессию. Только к ним обращает Г-сподь Свою любовь. Прочие же обречены на адские муки.

- Послание Апостола Павла Римлянам, глава 11 противоречит категоричности утверждения выше. Глава начинается со слов "Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал." Однако надо понимать, что по упорству своему и по неприятию Иисуса, как Сына Божьего, еврейский народ действительно обделил себя. Мы знаем из Танаха, что изгнание евреев из Израиля всегда было результатом непослушания Богу. Чем же тогда объяснить изгнание 70-го года? Иисус же отвечал так:
Луки 19:41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

4. Теперь, после прихода Христа, существует лишь один закон, и закон этот есть любовь. Нужно следовать примеру Христовой жертвенности и терпеливо надеяться на ответное
милосердие Б-жие.

Нет, нужно принять верой то, что жертва за грех принесена через Сына Б-жьего.. Не напоминает ли это Вам Авраама и сына его, которого он должен был принести в жертву?

Достаточно рассмотреть только эти положения христианского символа веры, чтобы понять, почему неприемлемо для еврея христианское учение. Разберем их последовательно с точки
зрения иудаизма:
1. Иисус не мог быть Мессией. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии наступит эра всеобщего мира и любви, к которой - это можно сказать с уверенностью - мы не можем
приравнять нашу современность. Более того, всякое утверждение о Мессии как о "сыне Б-жием" совершенно неприемлемо. Нигде у пророков не сказано, что он будет чем-нибудь большим, чем только выдающийся религиозный вождь и учитель.

- Иов 9:30-32 (о роли посредничества Машиаха), Исайя 9:6 (как младенца можно назвать Б-г крепкий?)

2. Хотя Тора действительно повествует о грехе Адама, она учит, что человеку дано возвыситься над ним. Человек может быть и не способен к самостоятельному совершенствованию, но как раз по этой причине Б-г и дал нам Тору. Нелепо думать, что Г-сподь мог дать Тору, которой было бы невозможно или слишком трудно следовать. Нигде в иудаизме не говорится, что от проклятия можно спастись простой верой. Всякая истинная вера в Б-га должна привести человека также и к выполнению Его заповедей
3. Невозможно вообразить, чтобы Б-г когда-нибудь отверг еврейский народ. Во многих местах Библии говорится со всею ясностью, что Его завет с евреями пребудет вечно.

- Конечно пребудет... 31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. 35 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему.
Заблуждаются те христиане, которые это отвергают, потому что и Новый завет говорит о том же.

4. В Библии неоднократно повторяется, что Тора дана навечно. Потому и нельзя утверждать, что она подменена новым законом или заветом. Одной лишь любви недостаточно, ибо необходимо еще знать, как выразить ее, а для этого мы нуждаемся в руководстве Торы. Любовь - это лишь одна из заповедей Торы, и благочестивые деяния - ее необходимое выражение.

- Какой же главный смысл Торы? Почему Иисус говорил, что любовь - это исполнение Закона? Не являются ли благочестивые деяния следствием любви? И возможны ли они без любви? Не являются ли заповеди Торы детоводителями к Лювви Б-жьей? Ну а исполнение заповедей без любви не является ли лицемерием? Именно в этом Иисус упрекает религиозных деятелей всех времён, как иудеев, так и христиан, потому что Его слово неизменно. Я не скажу, что Тора подменена новым законом, она скорее заключена в новый закон. Неисполнение двух заповедей: любви к Б-гу и любви к ближнему делают человека нарушителем всей Торы.

Почему же мы привержены этим идеям, а не тем, которые сформулированы Павлом и усвоены христианством?
Прежде всего, у нас нет свидетельства тому, что Иисус и в самом деле был тем Мессией, прихода которого ожидал Израиль. Мессианское обетование содержало такие предвидения, как совершенный мир и единство между людьми, любовь и правда, универсальное знание и безмятежное счастье, равно как и крушение всякого зла, идолопоклонства, лжи и ненависти. Ни одно из этих предвидений христианством не осуществлено.

- Это верно... Но в то же самое время евреями упущено несколько важных мессианских пророчеств: Даниила 9-54-57 (кто же был помазанник, упоминаемый в пророчестве?), Исайи 53, Захарии 12:9-14 (заметьте, в этом пророчестве Мессия - тот "которого пронзили"). Посему, как и иудеи, христиане считают пророчества о совершенном мире, единстве и крушении всякого зла неисполнившимся. Сам Иисус описал, как будут развиваться события того времени в книге Матфея 24 и в Откровении.

Христианский ответ на эти возражения состоит в голословном утверждении, что на самом деле все вещи изменились с приходом Иисуса. Если же изменения невидимы, то потому
только, что человек зол и не возвысился до истинного принятия Иисуса и его проповеди. Поэтому Мессии, или Христу, предстоит еще вернуться, чтобы утвердить свою победу.
Евреи отказываются принять в качестве оправдания христианской точки зрения утверждение, что главные пророчества о приходе Мессии исполнятся только при "втором
пришествии". Они полагают, что Мессия выполнит свою миссию "с первой попытки". Поэтому-то евреи верят, что приход Мессии еще предстоит в будущем.

- Нет никаких доказательств для таких предположений (см. аргументы выше).

Однако, в числе жизненно важных вопросов, по которым идет спор, есть и другой, значение которого серьезней, чем значение вопроса о личности Мессии, о его подлинности. Христианство учит также, что Иисус был Б-гом в человеческом облике. Иудаизм рассматривает такое утверждение как абсолютно ошибочное представление о Б-ге. Оно чрезмерно умаляет Б-га, ибо в утверждении, что Он может принять человеческий образ, сокрыто принижение как Его единства, так и Его Б-жесnвенной сущности.

- Получается, что вы судите о Б-ге основываясь на своих предствалениях. Б-га невозможно умалить, только Он Сам может это сделать по Своей воле. И ещё... не умаляя Б-га на словах, люди умаляли Его делами, убивая пророков, хуля те чудеса, которые сделал Иисус, "проповедуя лето Г-сподне". Не это ли истинное умаление? Б-г, не заслуживающий умаления умалил Сам Себя, чтобы Его творения были живы. Разве христиане умаляют Б-га в образе Иисуса? Если Б-г избрал такой путь искупления, кто мы такие, чтобы учить Его, как Ему действовать?

Мы не согласны с христианством не только в вопросах веры, но и в отношении того, как должен поступать человек. Христианство склонно отрицать гот факт, что человеческие поступки, в конечном счете, чрезвычайно полезны. Единственное, что может спасти человека - это крайнее отчаяние из-за собственной греховности и тотальная зависимость от Б-га. С другой стороны, еврей верует в способность человека приблизиться к Б-гу, повинуясь Ему и соблюдая Его заповеди.
Христианство исходит, таким образом, из одного представления о человеке, тогда как иудаизм - из прямо противоположного.

- Не отчаяние спасает.. Праведный верою жив будет. Христианство ни в коей мере не отрицает полезность человеческих пступков, однако и не учит тому, что человек может заработать поступками спасение. Вспомните праведного Иова, который, будучи непорочен пред Б-гом, отчётливо осознавал то, что ему нужен посредник, чтобы примириться с Б-гом. Поэтому христиане ставят прежде всего веру в искупление, а благие человеческие поступки - это плоды веры, но никак не средство зарабатывания спасения.

Иудаизм исходит из представления о том, что человек сотворен "по образу и подобию Б-жию". Ему, следовательно, незачем далеко ходить, чтобы обнаружить Б-жественное начало
как в себе самом, так и в других. Человеку неизменно предоставлена возможность пробуждать в себе Б-жественное, повинуясь заповедям Б-га. Еврей исходит из этой возможности.
С другой стороны, христианство исходит из той основной предпосылки, что человек порочен и греховен. Предоставленный самому себе, человек окончательно проклят.
Он вовлечен во зло по самой природе своей и потому должен что-то предпринимать ради спасения.

- А как же иудейские Писания говорят следующее:
Пс.11:2 Спаси, Господи, ибо не
стало праведного, ибо нет верных
между сынами человеческими.
Еккл.7:20 Нет человека
праведного на земле, который
делал бы добро и не грешил бы...
Псалтирь 13
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Первый вопрос, который задает христианин: "Что ты сделал, чтобы спастись?" Для еврея такой вопрос почти лишен смысла. Это совершенно не еврейский образ мышления. Еврей
спрашивает: "Как могу я служить Б-гу? Как могу я исполнить заповеди Его?" Средоточие иудаизма - повиновение предписаниям Торы. Глядя на человека, мы постигаем величие
его, ибо он может повиноваться предписаниям и выполнять Б-жью волю.
Христианство утверждает, что человек настолько развращен, что ему недоступно истинное служение Б-гу. Тора непосильна для человека. Все, что ему остается делать, это уверовать в Христа и ожидать спасения.

Ну а кто из людей исполнил всю Тору? Все заповеди, и не сделал ни одного греха? Только Иешуа ха Ноцри.. Иисус Мессия.

Еврей отвечает на это, что один лишь факт, что Сам Г-сподь дал нам заповеди и повелел подчиняться им, уже говорит за то, что нам посильно истинное служение Б-гу и исполнение воли Его. Невозможно и помыслить, чтобы Б-г дал Своему народу Тору, если б она была неисполнима.
Хотя все ученики Иисуса были евреями, им не удалось убедить своих собратьев в правоте его проповеди. Догмы раннего христианства оказались более близкими языческим верованиям, чем вере евреев.

- Причина этого не в христианском учении, но в упрямстве и жестокосердии. Но не всегда апостолы встречали оппозицию иудеев. Книга Деяний Апостолов говорит:
Деяния 17 1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. 2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, 3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. 4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих [Бога], великое множество, так и из знатных женщин немало. 5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. 6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, 7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. 8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. 9 Но [сии], получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. 10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. 11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. 12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. 13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.

Все более и более евреи отвергали христианство, и все более и более принимали его язычники. И так, постепенно, оно развилось в языческую церковь, позиция которой по отношению к евреям становилась все враждебней.
Она неизменно призывала евреев к обращению, время от времени прибегая даже к жестокости и насилию, но твердость евреев была непреклонна. Христианство, возможно, изменило историю человечества, но никогда не удавалось ему одержать победу над евреями. Евреи выстаивали, благодаря Торе, и шли своим путем.
В сущности, было два христианских утверждения, которых никогда не могли принять евреи. Христианство учило, что Б-г принял человеческий образ в Иисусе и что Тора отныне
утратила значение. Евреи отвергали обе эти догмы даже под страхом смерти.
Отвергая христианство, иудаизм, следовательно, не отбросил ничего, в чем бы он духовно нуждался. В целом учении Иисуса не было ничего, что хотя бы на йоту могло укрепить силу Торы. Если христианству и принадлежит какой-нибудь вклад - это вклад в историю нееврейского мира.

- И это неправда. Разве иудаизм не нуждается сейчас в Храме и в жертвоприношении? Ведь грех заглаживается кровью.. Грех Адама был заглажен животным, из шкуры которого была сшита его одежда. Теперь же, Б-г сделал так, что евреи остались без жертвоприношений, то есть без покрытия грехов уже почти 2000 лет. Почему же, скажите Б-г допустил такое? Может просто жертвоприношения уже не нужны? Может заповедь устарела, потому что жертва принесена? А если не принесена, то получается евреи нарушают Тору на протяжении двух тысячелетий?

Еврей никогда не забывал, что его Тора ставит его в особое отношение к Б-гу. Все, что он нашел в христианстве, оказалось в противоречии с этим отношением. Именно по этой
причине на протяжении столетий он полагал невозможным для себя принятие христианского вероучения. Вера в то, что Б-г указал ему путь, была совершенна, и он не имел намерения уклониться с этого пути.

- В конце скажу, что статья была написана автором на основании абсолютного непонимания учения Христа и на устоявшихся в еврейской среде стереотипах. Я понимаю, что данная ситуация порождена не только противостоянием религий, но и грехами христианства, которое вместо того, чтобы стать свидетелями Благой Вести стало судьёй, хотя Б-гом было сказано не судить ближнего.

Stan Shafir. Bristol. USA shafirs@hotmail.com
Сайт создан в системе uCoz